Golden House запретили штрафовать клиентов за жалобы

Комитет по конкуренции и защите прав потребителей обязал строительную компанию Golden House устранить нарушения в договорах с покупателями жилья и отменить штраф за жалобы в СМИ и госорганы, говорится в сообщении ведомства.
Поводом для проверки стал материал в соцсетях под заголовком «Законно ли взимать штрафы за критику?». В публикации утверждалось, что строительная компания удерживает 10% от стоимости договора в случае расторжения сделки по инициативе клиента, а также предусматривает штраф даже за обращения в СМИ, государственные органы и иные инстанции с жалобами на действия компании.
Проверка подтвердила наличие подобных условий в договорах долевого участия. Комитет признал их ущемляющими права потребителей, нарушающими положения закона «О защите прав потребителей», в частности по статьям 4, 6, 21 и 23, которые гарантируют право граждан на свободный выбор товаров и услуг, получение достоверной информации, обращение в суд или госорганы для защиты своих прав.
Комитет также напомнил, что по статье 21 закона запрещено включать в договоры условия, ограничивающие права потребителей, и взимать плату за неоказанные услуги. В случае убытков, вызванных такими условиями, компания обязана возместить ущерб.
Кроме того, в соответствии со статьей 9 закона «О гарантиях свобод предпринимательской деятельности», действия компаний должны соответствовать законодательству о конкуренции и защите прав потребителей.
Golden House Property Group предписано добровольно устранить нарушения.
Ранее комитет уже предупреждал застройщиков о незаконности взимания штрафов при расторжении контрактов, отметив, что такие меры не связаны с реальным ущербом девелоперам.
В самой компании заявили, что речь идет о двух различных положениях договора, имеющих разную правовую природу: пункт о расторжении договора по инициативе дольщика регулирует вопросы возмещения убытков девелопера при одностороннем отказе от исполнения обязательств; пункт о распространении заведомо ложных сведений, способных нанести ущерб деловой репутации компании.
«Пункт договора, упоминаемый в публикации Комитета по конкуренции Республики Узбекистан, направлен исключительно на защиту коммерческой тайны и деловой репутации от заведомо ложной информации и не ограничивает право клиентов на законные обращения, жалобы или обоснованную критику», – говорится в комментарии компании.
Там добавили, что любые законные действия дольщиков не подпадают под действие данного пункта и не влекут штрафных санкций. «Golden House Property Group неукоснительно соблюдает действующее законодательство Республики Узбекистан, в том числе в части защиты прав своих клиентов и партнеров. Компания взаимодействует с регулятором и другими государственными органами для обеспечения полного и корректного понимания целей указанных положений договора», – отмечается в сообщении.