Рост городских транспортных тарифов служит сигналом бизнесу о необходимости повышать цены на свою продукцию. Это в свою очередь вызывает «ценовую волну», которая приводит к последовательному росту цен на основные продукты питания. К такому выводу пришли эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ).
Эконометрические исследования ИПМИ показали, что рост цен на транспортные услуги является фактором роста цен по ряду других товарных позиций корзины товаров и услуг Индекса потребительских цен (ИПЦ), отражая косвенные эффекты этого ценового шока для потребительской инфляции. Таким образом, эксперты выявили цепочки устойчивых взаимосвязей между товарными группами потребительского рынка Узбекистана.
Применительно к транспорту, такие взаимосвязи сложились с товарными группами «Мука и хлебобулочные изделия», «Мясо и мясопродукты», «Сахар». Рост городских транспортных тарифов на 10% приводил в среднем к дополнительному росту цен по этим товарным группам при прочих равных условиях на 8%, 4,5% и 4,1% соответственно.
По мнению экспертов, это может быть обусловлено как ростом издержек, связанных с ростом тарифов на доставку товаров, так и психологическими факторами (инфляционные ожидания), так как услугами общественного транспорта пользуется большая часть населения и рост городских транспортных тарифов служит сигналом бизнесу о необходимости повышать цены на свою продукцию в ответ на ожидаемый рост издержек производства.
«В свою очередь, рост цен на муку и хлебобулочные изделия, с определенным временным лагом инициирует рост цен на яйца (коэффициент эластичности 1,35), мяса – на муку и хлебобулочные изделия, яйца, овощи, сахар (0,66, 2,95, 1,61, 0,81 соответственно), формируя 2-ю ценовую волну», – подчеркивается в материалах исследования.
Так как отдельные товарные группы могут входить в ценовые цепочки повторно с временными лагами в 1-2 месяца, то рост цен на некоторые из них может превысить исходный ценовой импульс, которым они вызваны.
«Применительно к городским транспортным тарифам такими группами стали позиция «Овощи» и «Мука и хлебобулочные изделия», рост цен по которым в ответ на 10% увеличение городских транспортных тарифов может достигнуть 15% и 11%», – подсчитали эксперты.
Учитывая вес соответствующих товарных групп в корзине социального ИПЦ, прирост этого индикатора инфляции, по завершении первой ценовой волны – 1,68% (против 0,188% на исходной стадии). По завершению этого последовательного процесса, полный накопленный прирост социального ИПЦ может составить 4,24%, что в 22 раза выше прямого эффекта, указали в ИПМИ.
«Эконометрический анализ также показал, что рост городских транспортных тарифов на 10% приведет к росту официальной инфляции через 2-3 месяца с момента введения новых транспортных тарифов на 1,53%. Если транспортный тариф возрастет не на 10%, а на 21%, то это может привести к дополнительному витку роста потребительских цен, который может достигнуть 3,2% по официальному ИПЦ (при прочих равных условиях) и 8-8,5% для основной массы населения (по социальному ИПЦ)», – отмечается в публикации.
Эксперты считают, что момент ввода новых городских транспортных тарифов должен быть синхронизирован с внешнеэкономической политикой и фактором сезонности (конец весны и начало лета, когда цены на овощи снижаются вследствие роста предложения продукции урожая нового сельскохозяйственного года).
В ИМПИ отмечают, что длительное поддержание тарифов городского транспорта за счет увеличения субсидий государственного бюджета и кредиторской задолженности, в свою очередь, приведет к дальнейшему увеличению расходов государственного бюджета, что окажет негативное влияние на качество услуг городского транспорта и на финансовое состояние организаций, оказывающих данные услуги.