Последние новости

ВБ: разница в ценах по регионам Узбекистана может превышать 50%

ВБ: дороги в Узбекистане недостаточно финансируются
фото: Abdul Raaz/unsplash

Цены на идентичные товары в разных регионах Узбекистана могут различаться в среднем более чем на 50%, что связано не с нехваткой ресурсов, а с их неэффективным распределением внутри отраслей. Об этом говорится в докладе Всемирного банка «Экономический меморандум по Узбекистану».

В нем подчеркивается, что такие ключевые отрасли инфраструктуры как энергетика и транспорт нуждаются в срочной модернизации. Электросети страны страдают от значительных потерь, а транспортная система ограничивает внутреннюю связность и замедляет развитие регионов.

«В среднем по Узбекистану цены на одинаковые товары различаются по территориям более чем на 50% между областями с минимальными ценами и областями с максимальными ценами на одни и те же товары», – указано в отчете.

Проблема заключается не столько в нехватке ресурсов, сколько в их неэффективном распределении внутри ключевых отраслей. Согласно отчету Всемирного банка, моделирование с использованием новой модели пространственного общего равновесия Узбекистана показывает, что даже при сохранении текущего объема инфраструктурных расходов, оптимальное использование ресурсов в электроэнергетике и транспортной системе могло бы повысить уровень национального благосостояния до 40% при неизменной численности населения.

Фискальный анализ указывает на дисбаланс в распределении государственных средств: значительная часть бюджета направляется в электроэнергетический сектор, тогда как развитие дорожной инфраструктуры остается существенно недофинансированным.

Результаты моделирования подтверждают, что грамотное перераспределение бюджетных ресурсов может существенно сократить транспортные издержки, стимулировать спрос на торгуемые товары и способствовать росту экономики через более эффективные инвестиции в инфраструктуру.

По оценкам ВБ, дороги в Узбекистане недостаточно финансируются, а электроэнергетика потребляет чрезмерную долю государственного бюджета, при этом финансирование как электроэнергетики, так и железнодорожного транспорта распределяется неэффективно по территории.

«Исправление этого явления могло бы значительно сократить транспортные расходы, снизить цены на торгуемые товары и стимулировать спрос и рост производительности, позволяя регионам сосредоточиться на своих наиболее продуктивных секторах», – подчеркивается в отчете.

Неэффективная энергетика

Эксперты отмечают, что энергетический сектор Узбекистана сталкивается с рядом острых проблем – от изношенной инфраструктуры до частых отключений электричества, наносящих ущерб как бизнесу, так и домохозяйствам. Уже в 2019 году перебои с энергоснабжением входили в тройку основных препятствий для предприятий, а по данным опроса 2023 года, остаются самым серьёзным ограничением как в промышленности, так и в сфере услуг.

Согласно отчету, около 40% электросетей устарели, а потери при передаче и распределении электроэнергии более чем вдвое превышают показатели развитых стран. Тарифы на коммунальные услуги занижены по сравнению с реальной себестоимостью, что ведет к хроническому недофинансированию, задержкам с ремонтом и снижает привлекательность сектора для частных инвесторов. Это создает нагрузку на госбюджет в виде субсидий и препятствует модернизации отрасли.

Для оживления сектора эксперты Всемирного банка рекомендуют сосредоточить инвестиции в регионах с высокой промышленной активностью, прежде всего – в Ташкенте, а также пересмотреть приоритеты в распределении бюджета в пользу транспортной инфраструктуры. Более эффективное распределение инвестиций внутри самой электроэнергетики и активное вовлечение частного капитала позволят снизить нагрузку на государственные расходы и повысить общую устойчивость сектора.

Читайте также: