Компания Humans подала в международный арбитраж иск против Узбекистана
Сингапурская компания Humans Mobile Ltd, являющаяся учредителем работающей в Узбекистане компании Humans, инициировала арбитражное разбирательство против правительства Узбекистана., свидетельствуют данные на сайте Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (ICSID).
Ответчиком по иску указан Департамент правовой защиты интересов Узбекистана при Министерстве юстиции. В качестве основания Humans Mobile ссылается на межгосударственное соглашение 2003 года между Узбекистаном и Сингапуром о поощрении и защите инвестиций.
В опубликованном пресс-релизе компания заявляет о стремлении добиться компенсации за причиненный ей ущерб, утверждая, что он стал результатом действий ряда государственных органов Узбекистана. По словам представителей Humans Mobile, иск подан для восстановления справедливости и соблюдения принципов верховенства закона.
История вопроса началась в сентябре 2024 года, когда Центральный банк Узбекистана приостановил деятельность платежной организации Maroqand, известной под брендом UPay и входящей в структуру Humans. Тогдашний глава ЦБ Мамаризо Нурмуродов объяснил решение тем, что компания, несмотря на три предупреждения, продолжала проводить платежи в пользу букмекерских организаций. В результате ЦБ ввел шестимесячное ограничение на деятельность Maroqand. Часть этих ограничений была снята лишь 26 марта 2025 года, когда организации вновь разрешили предоставлять отдельные платежные услуги.
8 мая 2025 года Humans подала жалобу в Комитет по конкуренции на действия АО «Узбектелеком», обвинив компанию в нарушении антимонопольного законодательства. В письме отмечалось, что как виртуальный оператор (MVNO) Humans зависит от инфраструктуры «Узбектелекома» в соответствии с соглашением, заключенным 22 мая 2020 года. Несмотря на общее снижение рыночных цен на интернет с 2021 года, базовые тарифы, по утверждению Humans, остались неизменными. Это компания расценивает как злоупотребление доминирующим положением.
«Мы понимаем, что на пути преобразований мы встречаем оппонентов, которые сводят на нет усилия по созданию свободного рынка, повышению открытости и ускорению роста. Мы выступаем за преобразование Узбекистана на основе верховенства закона и без произвола бюрократии», – сказал генеральный директор и основатель Humans Group Владимир Добрынин.
Неизменные тарифы со стороны «Узбектелекома» привели к тому, что доля инфраструктурных затрат в себестоимости услуг достигла 58%. Это, по мнению компании, подорвало устойчивость ее бизнес-модели и нарушило принципы рыночной конкуренции.
Кроме того, в жалобе в Антимонопольный комитет указано, что из-за высоких тарифов у Humans образовалась задолженность перед «Узбектелекомом». Государственная компания в ответ направила Humans письмо с предупреждением о возможном снижении скорости предоставляемого интернета с 1 марта 2025 года. В случае непогашения задолженности к 1 июня компания пригрозила полным прекращением обслуживания и обращением в суд.