В Минфине рассказали о «печальном опыте» со льготами по НДС

Дилшод Султанов

Минфин Узбекистана не достиг цели, которую перед собой ставил, снижая ставку НДС по отдельным категориям товаров, сообщил заместитель министра финансов Дилшод Султанов. Он назвал введение льгот по НДС «печальным опытом».

«В конечном счете мы понимаем, что льготы по НДС не доходят до бенефициаров. Мы снижаем ставку или предоставляем льготы и говорим, что тот или иной товар станет для потребителей дешевле. На самом деле, как показал наша практика, цены не колеблются. Спрос и предложение берет свое. Мы не достигли той цели, которую перед собой ставили через снижение НДС», – заявил он, выступая на международном «круглом столе» в Самарканде. По его словам, если цены и удается снизить, от такой политики «выигрывают в основном богатые люди, так как они потребляют больше».

Теперь, подчеркнул он, в ведомстве «жестко ставят ограничения» по льготам на НДС. «Если мы не будем рассматривать пандемийный период, то мы не предоставляли льгот. Льготы, которые были предоставлены ранее, постепенно сокращаются. У нас осталось несколько крупных льгот: фармпродукция и медицинские услуги. Эти льготы занимают очень серьезный удельный вес», – отметил Султанов.

«В период пандемии для того, чтобы обеспечить удержание цен на определенном уровне, было принято оперативное решение по освобождению от НДС, например, картошки, как при импорте, так и при реализации внутри страны. В итоге цены мы все равно не снизили… Я хочу сказать, что предоставление льгот и цены не рядом. Мы это уже почувствовали на себе», – сказал замминистра.

В качестве еще одного неудачного опыта Султанов привел освобождение от НДС мяса курицы. При этом он подчеркнул, что Узбекистан являемся «неплохим производителем» с большим количеством птицефабрик.

«Освобождение от НДС мяса курицы привело к тому, что птицефабрики стали нести убытки. Цены на куриное мясо уже были сформированы, импорт был тоже освобожден, цены на зерновые культуры продолжали расти и, соответственно, все начало садиться на стоимость продукции, фабрики стали нести убытки», – рассказал Султанов.

В результате было принято решение о предоставлении субсидий производителям. «С одной стороны, освободили от НДС, но цены не снизились, вдобавок пришлось вводить субсидии, чтобы поддержать производителей. Поэтому это палка о двух концах. Как бы мы не старались, мы не можем диктовать бизнесу. Я помню опыт, когда при снижении ставки НДС собирали ритейл, говорили им о снижении цен. Цены были снижены на 10-15 дней, потом все равно вставали на свои места. Поэтому это не очень хороший и эффективный инструмент», – заключил он.

Следите за важными новостями в нашем Telegram-канале

Поделиться