В Узбекистане 70% школ не подключены к системе канализации, почти 30% и вовсе не имеют водоснабжения, говорится в исследовании Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ).
Эксперты отмечают, что несмотря на высокие государственные расходы на систему общего образования в Узбекистане, ее качество остается низким.
В 2022-2023 учебном году в стране действовало 10 522 общеобразовательные школы (из них 194 частные), количество школ увеличилось на 233 по сравнению с 2021-2022 учебным годом. По данным ИМРИ, 15,9% (1658) школ нуждаются в капитальном ремонте, 63% из них расположены в сельской местности.
Согласно исследованию, школы, нуждающиеся в ремонте, есть во всех регионах, кроме Бухарской области. Большинство этих школ расположены в Ташкентской (219), Сурхандарьинской (209) и Кашкадарьинской (204) областях. При этом 4,6% школ находятся в непригодном состоянии, значительная их часть – в сельской местности. Больше всего школ, находящихся в непригодном состоянии, расположено в Кашкадарьинской области (101 школа).
В 2022-2023 учебном году количество учителей в школах превысило 521 тыс., а количество учащихся составило почти 6,5 млн. Это означает, что на одного учителя приходится 12,4 ученика, что выше показателя развитых стран, но, тем не менее, качество образования значительно ниже, отмечают в ИМРИ.
«Основываясь на анализе, можно сказать, что количество учителей в системе образования достаточно велико (за исключением некоторых предметов). Не будет преувеличением сказать, что низкое качество системы школьного образования в Узбекистане зависит не только от количества учителей, но и от их качества», – говорится в материалах института.
По результатам проведенного анализа эксперты перечислили ряд факторов, негативно влияющих на качество школьного образования в Узбекистане:
- расходы госбюджета на систему общего образования распределены неравномерно;
- почти 16% школ нуждаются в капитальном ремонте, а 4,6% находятся в непригодном состоянии;
- в школах на одного учащегося приходится 0,03 компьютера, в сельской местности – 0,04. Этот показатель значительно ниже по сравнению с другими странами мира;
- 70% школ не подключены к канализации. Это означает, что они не соответствует санитарным требованиям, что отрицательно сказывается на здоровье детей;
- 28,4% школ не подключены к интернету;
- высокая нагрузка на учителей в Ташкенте и Ташкентской области;
- наблюдается нехватка учителей иностранных языков;
- высокий уровень неспособности пройти аттестацию среди учителей;
- мало учителей с международными сертификатами.
Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы не пропустить важные новости