В Минюсте заявили о необходимости реформировать сферу общественного питания

Анализ сферы общественного питания показал наличие ряда проблем, которые нуждаются в скорейшем решении. К такому выводы пришли в Минюсте Узбекистана после изучения регулирования сферы.

Ведомство провело опрос среди 2,1 тыс. представителей предприятий общественного питания, проанализированы нормативно-правовые и технические акты, регулирующие данную сферу, в том числе статистические и другие данные.

«В то время как мы хотим добиться больших успехов в области туризма, указанные проблемы сдерживают развитие отрасли. Качество и развитие услуг общественного питания, безусловно, привлекут внимание иностранных туристов, а имеющиеся в сфере проблемы «цепной реакцией» сдерживают развитие туризма», – сообщили в министерстве.

Там добавили, что разработали предложения по решению проблем в сфере и направили их в соответствующие органы.

Устаревшее законодательство

Нормативно-правовые и технические акты, регулирующие данную сферу, по оценкам министерства, устарели и не соответствуют практике ведения современного бизнеса. К примеру, ресторан должен вывесить объявление за неделю до закрытия для проведения уборки, ремонта и прочих работ. В случае несоблюдения этого правила, ресторан налагается штрафом в размере 2 млн сумов.

Кроме того, санитарные правила и нормы в сфере обслуживания общественного питания (СанПиН 0309-14) также не соответствуют современным требованиям, в результате чего, следовать двадцати из них стало невозможным.

В частности, блюда нельзя готовить на плитах с углем, дровами, твердым топливом (это требование не может быть выполнено, если зимой ограничена подача газа). Другим примером является то, что для 12 видов продуктов должны быть отдельные ножи (на практике большинство предприятий общественного питания не используют отдельные ножи для каждого продукта).

Налоговое бремя

Организации общественного питания платят 7-9 видов налогов. В частности, налог с оборота (оборот до 1 млрд сумов), налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, социальный налог, налог на доходы физлиц (в качестве налогового агента), налог на имущество, земельный налог, налог за пользование водными ресурсами, сбор, взимаемый за право реализации алкогольной продукции (при реализации алкогольной продукции).

Согласно опросу, высокая налоговая нагрузка вынуждает 61% предприятий общественного питания уклоняться от уплаты налогов.

Кроме того, оплата разного вида налогов сама по себе усложняет налоговое администрирование: предприятие должно платить налоги по шесть различным периодам времени, а также сдавать налоговые отчеты по пяти различным периодам времени.

Таким образом, почти 1/3 опрошенных испытывают трудности с пониманием налогового законодательства при осуществлении своей деятельности. В свою очередь, эти факторы приводят к высокой (30-40%) доле теневой экономики в отрасли.

Многочисленные проверки

Предприятия общественного питания постоянно беспокоят более 10 государственных органов (налоговая, пожарная, санитарная, трудовая, правоохранительные органы и др.).

В 2020-2021 годах проведено около 8 тыс. проверок тремя ведомствами (налоговой, пожарной, санитарной). То есть, ежегодно проверяется в среднем 14,5% предприятий общественного питания.

Представители предприятий, участвовавших в опросе, высказали иное мнение, то есть, 2,1 тыс. респондентов отметили, что ежемесячно проводились три проверки, это показывает, что фактическое количество проверок составляет 5,5 тыс. в месяц, а также наличие случаев незаконной проверки.

Предприниматели отрасли рассказали, что больше всего проверок проводятся налоговыми органами, затем органы санитарного и пожарного надзора, правоохранительные органы (в основном по приостановке деятельности в ночное время).

Коррупция

Правила, регулирующие данную сферу сложны, и поэтому в деятельности предприятий общественного питания могут быть нарушения. Эти нарушения влекут за собой проверки, которые впоследствии могут привести к коррупции. К примеру, 26,4% респондентов (905) заявили, что сталкивались со случаями коррупции в налоговых, 20,3% (697) в санитарных и 11,3% (387) в органах пожарного контроля. Они отметили, что наиболее распространенным видом коррупции является бесплатное обслуживание сотрудников государственных органов.

Перебои в поставках газа, электроэнергии и воды

63,4% опрошенных представителей предприятий общественного питания подчеркнули, что при начале своей деятельности они сталкивались с проблемами, связанными с подключением к объектам инфраструктуры.

Перебои с поставками также остаются для них обычным явлением. В частности, 36,3% (766 человек) опрошенных имеют проблемы с водоснабжением, 35,2% (742 человека) с газоснабжением, 28,5% (602 человека) с электроснабжением.

Неформальный наем работников

Как правило, рестораны, кафе и кухни нанимают таких работников, как повара, официанты, уборщицы, по устному соглашению без заключения трудового договора.

Согласно данным Госкомстата, на предприятиях общественного питания работают более 300 тыс. человек, из них более 200 тыс. или 2/3 – неофициально.

В частности, опрошенные ответили, что они неформально платили своим сотрудникам в среднем 1,8 млн сумов в месяц. Проанализировав эти данные можно сделать вывод, что в госбюджет не поступает около 1,6 трлн сумов (социальный и подоходный налог) ежегодно.

В Минюсте также подчеркнули, что предприятия общественного питания имеют и другие проблемы (высока потребность в наличных деньгах для покупки продуктов питания, стоимость аренды и т.д.).

Следите за нашими новостями в Telegram и Facebook.

Поделиться