
В Узбекистане нужно рассмотреть вопрос о запрете прямой рекламы лекарственных препаратов в медиа, считают в Общенациональном движении «Юксалиш».
Там предлагают осуществлять рекламу лекарств только с разрешения Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей.
«Граждане чаще консультируются с аптекарем, какое лекарство принять в той или иной ситуации, а не с врачом. Легкая доступность большого спектра препаратов без рецепта врача создает риск не соответствующего употребления медицинских препаратов», – отмечается в заявлении организации.
По данным «Юксалиш», в 2008-2018 годах в Узбекистане зарегистрировано 2300 обращений в связи с ухудшением здоровья от самолечения лекарственными средствами. Согласно данным ВОЗ, реклама лекарственных средств способствует росту уровня бесконтрольного употребления лекарственных средств и самолечения. Самолечение занимает пятое место по смертности, уступая травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням.
Потребители недооценивают риски побочных эффектов от употребления медикаментов, их совместимости, индивидуальной реакции организма. Ситуацию еще более усугубляет отношение покупателей к лекарствам как обычным потребительским товарам. Этот вопрос актуален для Узбекистана, где на 100 тыс. человек в среднем приходится 25-27 аптек, подчеркивается в заявлении.
В «Юксалиш» также предлагают усилить ответственность за нарушение законодательства о рекламе лекарственных средств и ответственность производителей, импортеров лекарственных препаратов и сертифицирующих органов.
Движение призывает парламентариев, уполномоченные министерства и ведомства принять «незамедлительные меры», а медицинские учреждения и институты фармацевтической отрасли «ставить в приоритет не коммерческие, а общественные интересы».