Последние новости

В Узбекистане усилят контроль над цифровой маркировкой, создается новая структура

Здание Налогового комитета
фото: Налоговый комитет Узбекистана

В структуре Налогового комитета Узбекистана создана Межрегиональная налоговая инспекция, которая будет контролировать соблюдение правил цифровой маркировки. Соответствующее постановление подписал президент Шавкат Мирзиёев 23 мая.

Согласно документу, с 1 сентября 2025 года нарушения в области маркировки будут считаться основанием для признания налогоплательщика высокорисковым. Продажа товаров, подлежащих маркировке, без прикрепленного кода в электронных счетах-фактурах будет запрещена. При розничной торговле такие товары можно будет продавать только после ввода маркировочного кода в систему онлайн-ККТ. Повторное использование одного и того же кода заблокирует формирование чека.

Кроме того, в требования к лицензированию фармацевтической деятельности и розничной продаже лекарств будут внесены дополнительные условия. При выдаче лицензий новым субъектам будет проверяться наличие зарегистрированного договора аренды или безвозмездного пользования помещением, а также возможность приема электронных платежей. Если в ходе налоговых проверок будет выявлена реализация или хранение немаркированных или контрафактных препаратов, лицензия приостанавливается по инициативе налоговых органов.

С 1 января 2026 года нарушения маркировки будут выявляться через информационные системы налоговой службы. Проверки при этом будут проводиться дистанционно. В случае обнаружения нарушений сначала будет выдаваться предупреждение. При повторных нарушениях после второго предупреждения будет применяться штраф. Размер таких штрафов снижается, но если субъект нарушит правила маркировки в четвертый раз за год, ему не будет возмещён НДС за весь этот период.

Постановление также предусматривает ряд послаблений для предпринимателей. Отменяется ограничение в 90 дней на нанесение кодов маркировки. Теперь они могут использоваться без привязки ко времени, а оплаченные, но не использованные коды будут учитываться при покупке новых. Оплата за коды будет происходить только после их нанесения на продукцию, а не заранее, как это было ранее.

Бесплатные коды маркировки предоставляются для агрегации, всех видов ламп, а также для более 630 наименований лекарств с себестоимостью до 7,5 тыс. сумов (ранее – до 3 750 сумов). Оператор системы маркировки организует круглосуточный Call-центр для поддержки бизнеса.

Сроки внедрения системы агрегации также продлены: для производителей медикаментов и медизделий – до 1 октября 2025 года, для производителей воды и прохладительных напитков – до 1 апреля 2026 года (ранее планировалось до 1 мая 2025 года).