Поставки нефти из РФ в Узбекистан упали вдвое

В первом полугодии 2025 года железнодорожные поставки российской нефти и конденсата в Узбекистан снизились почти вдвое. На этом фоне местные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) увеличили закупки сырья у Казахстана и Туркменистана, стремясь диверсифицировать источники поставок, говорится в обзоре агентства Argus.
Снижение импорта из России связано с приостановкой комбинированных поставок сырья для Ферганского НПЗ, которые ранее обеспечивались «Газпром нефтью» через инфраструктуру «Транснефти» и «Казтрансойла». Несмотря на это, падение объемов частично компенсировалось ростом отгрузок российского конденсата в адрес Бухарского НПЗ, включая партии с Астраханского ГПЗ и Салаватского НПЗ.
По данным агентства, Особенно активно в январе-июне увеличились поставки из Туркменистана – почти в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Все они были направлены для загрузки Бухарского НПЗ.
Рост спроса со стороны аэропортов Узбекистана также привел к резкому увеличению импорта авиакеросина, основной объем которого поступил из России в Ташкент. Однако поставки из Беларуси и Туркменистана, напротив, снизились. К середине июля в районе ташкентского аэропорта сформировались значительные запасы авиатоплива, и компании начали рассматривать возможность его распределения по другим воздушным гаваням страны.
Отгрузки казахстанского бензина в Узбекистан в первом полугодии выросли почти в 10 раз в условиях предоставления в апреле-мае квот на экспорт продукта с крупных НПЗ Казахстана.
Железнодорожные партии топлива из России и Казахстана в текущем году в основном направляются на станции Ташкентской области и столицы – Сергели, Тукимачи, Чукурсай, Бозсу, Ахангаран и Чиназ. Туркменское сырье поступает преимущественно с нефтебазы Кенар в адрес станций вблизи Бухары, Самарканда и Ташкента.