Способность к лидерству в Центральной Азии на протяжении последних лет проявляет только Узбекистан, заявил ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Александр Князев.
«Лидером региона может считаться страна, способная предложить региону такую повестку, которая будет отвечать интересам развития всех. Лидерство определяется лишь способностью той или иной страны навязать или продиктовать свой интерес в качестве регионального. Такая способность на протяжении примерно пяти последних лет проявляется только в действиях Узбекистана», – сказал Князев.
По его словам, единственным государством Центральной Азии, которое не по всем, но хотя бы по многим актуальным вопросам объединяет весь регион является Узбекистан. При этом, добавил он, критерии подобного лидерства не могут быть статичными: сегодня страна может быть лидером по каким-то показателям, а завтра превратится в аутсайдера.
«Исходя из этого, критерием, позволяющим претендовать на лидерство, может быть дополнительно обозначена политическая и экономическая стабильность. Как ранее, так и в 2022 году этому критерию в регионе отвечали только две страны: Узбекистан и Туркмения. Учитывая, что Туркмения стабильно дистанцируется от какого-либо тесного сотрудничества со странами региона, страной, демонстрирующей необходимую политическую и экономическую стабильность, является только Узбекистан», – считает Князев.
Из этой оценки исключением он считает события конца июльские события в Каракалпакстане, «но последующая ситуация там показывает способность руководства и элиты Узбекистана найти решения, способные риски, связанные с Каракалпакстаном, нейтрализовать на продолжительную перспективу». «В то же время, январские события 2022 года показали масштабность и глубину угроз и рисков нестабильности в Казахстане и можно уверенно утверждать, что эти риски и угрозы не преодолены», – добавил эксперт.